Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893-1930)

После изучения темы необходимо

Знать

1. Основные факты биографии поэта, повлиявшие на направление его творческого развития, предопределившие его роль в общественно-литературных событиях.

2. Проблематику, особенности стиля и пафоса лирических стихотворений и поэм, написанных в дореволюционный период.

3. Эволюцию стилистики, образного строя, проблематики поэзии Маяковского 1920-х годов.

4. Важнейшие особенности сатирических произведений Маяковского разных этапов творчества.

Уметь

1. Анализировать важнейшие идеи и способы их воплощения в лирических стихотворениях Маяковского разной тематики и периодов творчества.

2. Оперировать в ходе целостного анализа текста понятиями стиховедения: строфа, лирический герой, метафора, гипербола, лирический сюжет. Выразительно читать наизусть избранные произведения поэта, отрывки из них.

3. Дать объективную оценку художественных достижений поэта, обусловленную уровнем мастерства и связью с противоречивым временем.

Вопросы и задания

1. Важнейшие направления развития дореволюционного творчества В. Маяковского.

В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие содержание и стилистические особенности его лирики и поэм.

Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая расправа с культурным наследием рассчитана на скандал, выведение читателя из равновесия. «Старью» Маяковский стремится противопоставить собственные стихи. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. Действие стихов разворачивается преимущественно в городской обстановке. Показательны даже названия: «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам». «Улица задыхается безъязыкая...», салонная лирика никому не нужна, миру, по мнению поэта, следует дать новую поэзию.

Он ненавидит зажравшихся мещан, обличает приземленность их интересов, бездуховность, неспособность видеть небо. Стараясь сокрушить слепое самодовольство обывателя, поэт бросает в лицо слушателям слова ненависти и презрения. Этому посвящено, в частности, стихотворение «Нате!». Еще одна важная тема этого стихотворения — положение поэта в бездуховном мире, в «адище города» сытых. Поэт нравственно выше бездуховной толпы, ее сочувствие и даже внимание ему не нужно. Но ощущение одиночества не может не тревожить. Антитеза «поэт — толпа» определяет содержание стихотворения. Лирический герой — гордый одиночка. Жирная, грязная, «стоглавая вошь» противостоит «грубому гунну», моту и транжиру бесценных слов с нежным, похожим на бабочку сердцем.

Одна из характеризующих поэзию Маяковского в целом особенностей проявилась уже в приведенных строках и образах этого раннего стихотворения. Это — яркая метафоричность.

Иным предстает перед читателем лирический герой стихотворения «Послушайте!». Он— романтик, мечтатель, человек с тонкой ранимой душой. Центральный образ, метафора этого стихотворения — звезды. Традиционный романтический образ получает развитие у поэта-футуриста. Тем самым Маяковский демонстрирует связь с традициями мировой поэзии, которые футуристы отвергали в своих манифестах. Лирический герой «Послушайте!» уже заглавным обращением, призывом к родственным душам говорит, что устал от одиночества, ищет человека, способного понять и помочь преодолеть «беззвездную муку». Переживания, метания, сомнения поэта находят воплощение в ритмике, синтаксическом строе стихотворения. Большинство предложений здесь вопросительные или восклицательные. Ритм неровный, рвущийся, как неровное дыхание уставшего от поисков человека. Характерна также драматургичность этого стихотворения. Оно, как и многие стихотворения Маяковского, напоминает сценку, наполнено движением, действием, экспрессией.

2. Каким хотел бы видеть новый мир поэт? Какие новые идеалы отстаивает поэт в своем творчестве? (На материале поэзии Маяковского 1920-х годов.)

В 1920-е годы Маяковский серьезно пересмотрел формы и содержание своего творчества. Эволюция прослеживается в изменении ритмики и стилистики: они стали проще, традиционнее, сохранив присущий Маяковскому эмоциональный подъем, юмористические интонации с ироническим подтекстом, ораторские обороты речи. Сохраняется сюжетность большинства стихотворений, но восприятие смысла рассказываемого уже не требует слишком больших усилий. Неизменна вера Маяковского в революцию, его революционно-романтический идеал незыблем.

В «Стихах о советском паспорте» простой документ, удостоверение личности становится метафорой, символизирует идеалы и ценности поэта. Используя гиперболы, поэт создает гротескный образ страха и ненависти, с которыми относятся к советскому человеку представители враждебного, буржуазного мира. Важнейшая же эмоция лирического героя, близкого автору, — чувство гордости за советскую страну, советский патриотизм. Похожие эмоции и мысли наполняют образную систему стихотворений «Товарищу Нетте», «Письмо Татьяне Яковлевой».

В 1920-е годы Маяковский написал ряд поэм, в том числе поэму «Хорошо!». Были созданы сатирические стихотворения, пьесы. Это заметная часть наследия поэта.

Например, стихотворение «Разговор с товарищем Лениным» посвящено памяти вождя, но большая его часть говорит о «разной дряни и ерунде», о негативном в жизни советского общества 1920-х годов. Откровенно сатирическим по жанру является стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатирического развенчания здесь является советская бюрократия. Однако при всей противоречивости времени и чувств человека Маяковский-поэт оставался на редкость цельным.

Размышления о поэте и поэзии находят завершение во вступлении к незавершенной поэме «Во весь голос». Показательно обращение Маяковского к потомкам, а не современникам. В окружающей поэта советской действительности, даже в литературе он ощущает себя чужим, не понятым, но твердо верит в небесполезность борьбы, ошибок, поисков. Воплощает свои идеи поэт, как всегда, эмоционально, масштабно, ярко. Центральная метафора этого стихотворения — стихи-войско, оружие в борьбе за идеи:

И все

поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

пролетали,

до самого

последнего листка

я отдаю тебе,

планеты пролетарий.

Талантливо, искренне, эмоционально Маяковский воплотил в своем многогранном творчестве идеалы, ценности, надежды, заблуждения, веру многих людей, считавших переделку одряхлевшего мира необходимой, жертвы оправданными, готовых на подвиг и самоотвержение во имя освобождения всех людей Земли.