Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)

После изучения темы необходимо

Знать

1. Особенности происхождения и биографии поэта, обусловившие направление его творческого развития, реакцию на общественно-политические события.

2. Тематику, своеобразие образного строя лирических стихотворений, написанных в дореволюционный период.

3. Как менялось отношение поэта к послереволюционным событиям в жизни деревни, страны и как отразились эти изменения в темах, настроениях, интонациях лирики и поэм Есенина 1920-х годов.

Уметь

1. Показать связи поэтического стиля Есенина с традициями фольклора и классической русской поэзии.

2. Оперировать в ходе целостного анализа текста

понятиями стиховедения: психологический параллелизм, строфа, лирический герой, метафора, образность. Выразительно читать наизусть избранные произведения поэта, отрывки из них.

3. Дать объективную оценку художественных достижений поэта, обусловленную уровнем мастерства и связью с противоречивым временем.

Вопросы и задания

1. Назовите темы и мотивы ранней лирики Есенина. В чем проявилось новаторство его поэзии?

Эстетическое новаторство Есенина проявилось во многих особенностях его поэтического творчества. Голос поэта у Есенина — это в значительной степени голос крестьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввел такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.

Жизнь родного края, его природа, любовь, заботы и дела людей — все это становится предметом ранней поэзии Есенина. Несмотря на то, что драматические повороты судеб, тревожные настроения входят в стихи Есенина уже на раннем этапе, все же преобладает светлая, жизнеутверждающая тональность.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

(«Запели тесаные дроги...»)

Народное творчество, наряду с классикой, было важнейшим истоком поэзии Есенина. Даже стихотворения Есенина, тематически близкие классическим, основываются на весьма оригинальной системе образной выразительности. Например, стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» тематически близко пушкинскому «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Стихотворение Есенина звучит, как и пушкинское, грустно-просветленным прощанием с любимой. Совершенно уникальна образная палитра Есенина:

...Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Образ настолько цельный, письмо так плотно, что представляется весьма затруднительным выборочное цитирование приведенного отрывка без опасности разрушить единое живое впечатление. Есенин воплощает сам принцип мировидения человека, для которого связь с живой жизнью земли органична, как дыхание — не ощутимое, не контролируемое, но тем не менее жизнетворное.

С. Есенин своими стихами выразил потребность народного духа в творчестве и утвердил творчество как главное содержание народного бытия. Идеи большинства его произведений доступны без снисхождения, образность, как правило, ярка без вычурности. Нравственная позиция поэта в наибольшей степени согласуется со здоровой народной точкой зрения.

У раннего Есенина немало стихотворений на основе религиозной эстетики, образности. Но при всех полетах и устремлениях «дух» в поэзии Есенина опирается на ощутимую доминанту национально-исторической «тверди»:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гэй ты, Русь, моя родная...»)

Поэт тщательно фиксирует детали деревенского домашнего быта (стихотворение «В хате»), чувством любви и сострадания к «братьям нашим меньшим» проникнуты его стихотворения о животных: «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке». Природа родного края во всем бесконечном разнообразии является палитрой поэта, дарующей ему краски, звуки, запахи, объектом творческого восхищения, собеседником в рассуждениях о жизни и людях. Эти особенности поэзии Есенина закрепились уже в раннем творчестве и стали определяющими на всем его протяжении.

2. Какие изменения происходили в отношении поэта к революции и социальным идеям, политике большевиков? Как это отразилось в творчестве?

В первые послереволюционные месяцы поэт был полон энтузиазма, надеялся, что теперь осуществится вековая мечта крестьянина о свободном, радостном патриархальном труде на своей земле. В духе времени богоборческие и богостроительские мотивы ненадолго входят в его стихи 1918 года. Реальное развитие революции обернулось разрушением всех основ национальной жизни. Все это привело к изменениям политической позиции Есенина. Иными в 1920—1921 годах становятся настроения его стихов.

В маленьких поэмах «Сорокоуст», «Исповедь хулигана», стихотворениях этих лет возникает образ «железного гостя», символизирующий безжалостное разрушение «милого, родного», живого мира.

В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний...» Есенин размышляет о судьбах крестьянства. Враг побеждает, крестьянский мир обречен:

Зверь припал... и из пасмурных недр

Кто-то спустит сейчас курки...

Вдруг прыжок... и двуногого недруга

Раздирают на части клыки.

Народная, крестьянская Россия противостояла силам разрушения до конца. В этом стихотворении поэт говорит о своем кровном, смертном единстве с этим миром, единстве в любви и ненависти.

О, привет тебе, зверь мой любимый!

Ты не даром даешься ножу.

Как и ты — я, отвсюду гонимый,

Средь железных врагов прохожу.

Как и ты — я всегда наготове,

И хоть слышу победный рожок,

Но отпробует вражеской крови

Мой последний, смертельный прыжок.

Есенин был человеком цельного душевного переживания. А состояние его души определялось прежде всего восприятием происходящего на родной земле. Лирико-философские миниатюры, стихотворения иной жанрово-стилевой принадлежности приобретают печально-элегическое звучание:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

(«Нежалею, не зову, не плачу...»)

Важный образ этого стихотворения созвучен центральному в «Сорокоусте»: «розовый конь» — «красногривый жеребенок». Судьба родины и состояние души поэта неразделимы. Он пел, «когда был край мой болен», мог выразить нездоровые настроения сам. Но нравственных ориентиров не терял. И это позволяло надеяться на понимание и прощение.

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

(«Мне осталась одна забава...»)

После возвращения из-за границы в жизни поэта был недолгий период возрождения надежд на окончание социальной бури. Мира, покоя хотелось не только лирическому герою стихотворений Есенина, но всему народу.

Попытки вглядеться в жизнь новой России, осмыслить собственное место в ней отражены в стихотворениях «Возвращение на родину», «Письмо к женщине», «Русь советская». Весьма противоречивые чувства наполняют лирические стихи Есенина 1924—1925 годов.

Он с радостью готов запечатлеть приметы возрождающейся жизни: «Несказанное, синее, нежное... / Тих мой край после бурь, после гроз...» Но крепнет грустная уверенность, что ему места в новой жизни нет.

Одним из лучших по глубине чувства и совершенству его поэтического воплощения стало стихотворение «Отговорила роща золотая...». Оно написано в традиционной для Есенина манере. Жизнь души лирического героя слита с миром природы. Шелест увядающих листьев, шум осеннего ветра, крики улетающих птиц лучше слов говорят о состоянии и переживаниях героя. Он не видит утешения в собственном прошлом и настоящем:

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И только природа родного края по-прежнему дарит успокоение измученному духу, зовет к пониманию, прощению, прощанию:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром обметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.