ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

9 класс

Сочинения по русской литературе

 «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве» стало известно широкому кругу читателей благодаря известному собирателю древнерусских рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину. Оно было издано в 1800 году. Однако спустя двенадцать лет во время нашествия Наполеона все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, в том числе и сборник со «Словом», погибло при пожаре Москвы. Тогда же погибла и часть тиража первого издания.

В настоящее время в государственных хранилищах и у частных лиц находится около 60 его экземпляров.

Гибель единственной дошедшей до нового времени рукописи «Слова о полку Игореве» создала значительные трудности в изучении этого памятника: так и не была установлена его дата, в ряде случаев издатели не совсем точно передали подлинный текст произведения. Позднее возникли споры по поводу древности памятника, некоторые исследователи даже сомневались в его подлинности.

Подтверждением подлинности «Слова» стало исследование так называемой «Задонщины», рассказа о разгроме татарского войска московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.

В «Задонщине» широко использовались художественные приемы «Слова». В.П. Андрианова-Перетц на обширном материале, извлеченном по преимуществу из памятников древнерусской литературы и письменности Х1-ХШ веков, сумела доказать, что автор свободно владел «всеми средствами древнерусской речи, умело и целесообразно отбирал из ее богатств наиболее подходящие способы выражения для каждого из элементов сложного содержания своего произведения». Эти и другие наблюдения в конечном итоге привели исследователей к бесспорному выводу о принадлежности «Слова о полку Игореве» к литературе XII века.

Начинается «Слово» обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца, мудрого и искусного Бояна, и заявляет, что в своем произведении поведет «песнь» «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню».

В основе повествования — события 1185 года, когда Игорь Святославич, князь Новгорода-Северского, выступил в поход против половцев. Вместе с ним отправился также его сын Владимир, княживший в Путивле, и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. В пути к ним присоединился и четвертый участник похода — брат Игоря Всеволод, князь Трубчевский. Эта встреча изображена автором в радостных тонах. Восторженно характеризуются удалые воины — «кметы», что резко контрастирует с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход. Затмение встревожило князей и воинов. Див кличет на вершине дерева, велит послушать земле неведомой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тмутараканскому болвану на Черном море.

Первое столкновение с неприятелем приносит русским князьям победу и богатые трофеи: «Съ зарашя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя; и рассушась стрелами по полю, помчаша красныя девки Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты; орътъмами и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ местомъ, и веяными узорочьи Половецкыми». Но автор снова возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения: «кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...» Вспоминает он также о временах Олега Святославича, и это воспоминание не случайно. Автор «Слова о полку Игореве» не раз возвращается к проблеме междоусобиц, из-за которых приходило в упадок благоденствие всех русичей. Но те кровавые войны, которые происходили раньше, не могут сравниться с битвой Игоря, окруженного со всех сторон половецкими полками.

С раннего утра и до позднего вечера, с вечера и до восхода солнца длится кровавая битва — летали каленые стрелы, гремели сабли о шлемы. Тужат эти кости по земле Русской. Черная земля была засеяна костьми, полита кровью. Бились русичи два дня, а на третий в полдень пали стяги Игоря. Сама природа скорбит о поражении славного князя. И хотя битва происходила в далекой половецкой степи, последствия поражения Игоря скажутся на Руси. И снова автор обращается к истории, предкам, чей вклад в становление государственности был неоценимым. По мнению автора, русские князья сами были повинны в тех бедах, которые постигли их родную землю, ведь только в объединении всех русских сил против кочевников — залог победы.

Далее в «Слове о полку Игореве» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем горе и смерть.

Во сне князя с вечера накрыли черным покрывалом на тисовой кровати, черпали ему синее вино, смешанное с горем, осыпали его жемчугом и обряжали. В его тереме златоверхом доски были без конька, а вещие вороны каркали и неслись к синему морю.

Толкование этого сна связано с народными верованиями. Черное покрывало, которым обычно покрывали тело покойника, тисовое ложе, которое вызывает ассоциации с гробом, смешанное с горем вино, жемчуг — символ слез, крыша терема без конька (очевидно, раньше, когда в примитивных жилищах не было потолка, покойника выносили через отверстие в разобранной крыше), черные вороны, несущиеся к синему морю, — все это предвестники несчастья и смерти.

Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным». Он упрекает неразумных князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «неспособие». В это же время в Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена.

И природа помогает Игорю освободиться из плена: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки, сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождение беглецов, дятлы указывают путь, а соловьи радуют песнями.

Игорь возвращается домой: как тяжко голове без плечей, а телу без головы, так и Русская земля не может без Игоря.

Лирическая взволнованность повествования, четкая политическая позиция автора, широта исторического мышления, высокая художественность — все это делает «Слово о полку Игореве» «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».