Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

После изучения темы необходимо

Знать

1. Тематику и важнейшие образные приметы лирики Тютчева.

2. Особенности мировоззрения поэта, воплотившиеся в его творчестве.

Уметь

1. Показать своеобразие и оригинальность в подходе Тютчева к традиционным для русской поэзии темам.

2. Видеть эволюцию мотивов в лирике различных периодов творчества.

3. Выразительно читать избранные стихотворения Тютчева.

Вопросы

1. Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души?

Одна из важнейших тем Тютчева — природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тютчева природа жива, одухотворена во всех своих проявлениях. Весенние воды «гласят во все концы: "Весна идет, весна идет..."; «лениво дышит полдень мглистый»; «Зима еще хлопочет / И на Весну ворчит./ Та ей в глаза хохочет /И пуще лишь шумит». Олицетворение является излюбленным тропом в лирике поэта.

Поэт часто использует фольклорный принцип психологического параллелизма, позволяющий зафиксировать взаимозависимость жизни природы и человеческой души. На этом принципе основывается образная система стихотворений «Поток сгустился и тускнеет...», «Еще земли печален вид...». Оба названных стихотворения разделены на две строфы. В первой говорится о приметах сезонного состояния природы, а вторая часть через уподобление повествует о переживаниях души лирического героя.

Есть в лирике Тютчева и иные акценты. Природа у него загадочна, она живет потаенной, недоступной человеческому уму жизнью.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

В более поздний период творчества это ощущение самоценности природного мира становится особенно сильным. В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное...» изображается море «в безлюдье ночном». Лирический герой — единственный свидетель «диалога» волн, ветра, луны и звезд, тайного движения, безразличного к тому, как воспринимает его человек и воспринимает ли вообще. Оно настолько прекрасно, загадочно и величественно, что перед лицом играющих стихий человеческая жизнь порой кажется незначительной:

В этом волненье, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою...

Вечные сомнения души, стремящейся к природе, покоренной ее красотой и сомневающейся в одухотворенности этой красоты, нашли воплощение в философском четверостишье Тютчева «Природа — сфинкс. И тем она верней...».

Как видим, вовсе не простым и благостным, но усложненным, драматическим и даже трагедийным было восприятие поэтом природного мира.

2. В чем оригинальность воплощения темы любви в лирике Ф. И. Тютчева?

Тютчев — поэт-философ. Стремление понять жизнь в ее глубинных проявлениях окрашивает его любовную лирику, является основанием ее оригинальности. Это чувство может быть лишено гармоничности, просветленности. Любовь освобождает в душе человека неуправляемые страсти, грозит катастрофой:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Особенностью любовной лирики Тютчева, которая роднит ее со стихотворениями о любви Некрасова, является показ чувств и лирического героя, и его возлюбленной. Он и она — в равной степени участники радости, добытой из боли.

Ушедшая любовь в таком случае уподобляется в стихотворении «Она сидела на полу...» горсти пепла, золы.

Впрочем, есть у поэта и любовные стихотворения иной тональности. Стихотворение «Я встретил вас — и все былое...» посвящено воспоминаниям о давней, юношеской любви. Встреча через много лет с некогда любимой женщиной напоминает о днях счастья. Как видим, ситуация напоминает ту, что стала основой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Да и чувства, настроения лирического героя близки тем, что выразил Пушкин:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Рифма «вновь — любовь» в ином контексте может показаться банальной. В финале этого стихотворения она использована поэтом сознательно, чтобы подчеркнуть непреходящее значение любви для человека и темы любви для поэзии. Это чувство повторяется, оставаясь неповторимым и самым драгоценным, дарующим людям тревоги, радости, разочарования и надежды, окрашивая лучшие поэтические строки.