ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
После изучения темы необходимо
Знать
1. Как участвовал Достоевский в общественно-политических поисках его времени, какое отражение они нашли в его творчестве.
2. Место романа «Преступление и наказание» в творческом наследии писателя, особенности жанра и замысла произведения, конфликта и участия героев в его развитии.
3. Своеобразие художественной формы романа, роль психологического анализа, особенности взаимодействия авторской позиции и точек зрения героев.
Уметь
1. Анализировать отдельные части произведения, сцены и образы, соотнося их с общим идейным замыслом произведения.
2. Оперировать в ходе анализа текста понятиями: герой, портрет, интерьер, художественная деталь, внутренний монолог, символика.
3. Делать выводы идейно-философского и нравственного порядка, опираясь на анализ художественного произведения и его героев.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте жанровую форму романа «Преступление и наказание». Согласны ли вы с его определениями как нравственно-философского романа, романа идей?
Две важнейшие социально-философские идеи времени нашли отражение в замыслах и теориях героя романа Родиона Раскольникова. Во-первых, это идея о возможности, допустимости, необходимости революционного насилия, даже разрешения «крови по совести» для восстановления социальной справедливости, для того, чтобы сделать мир лучше и чище. Вторая из идей, одолевающих шаткие умы, это «идея Наполеона». Согласно ей, люди делятся на два разряда: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первые могут проводить в жизнь свои идеи и осуществлять проекты, не оглядываясь на моральные нормы обычных людей, не считаясь с жертвами, потому что их цели связаны с осуществлением исторически необходимых, недоступных простым умам задач. Раскольников хотел бы быть одновременно Наполеоном и Мессией, спасителем, благодетелем для людей. Писатель всем ходом повествования убеждает, что соединить насилие и кровь с благодеяниями, с человечностью для достойных нельзя.
Раскольников совершает не простое уголовное преступление, что могло бы быть основанием детективного романа, он совершает преступление в высшей степени идеологическое. Именно идея, необходимость проверить ее на себе толкают его на страшный поступок. Идеи «разрешения крови по совести» и «наполеонизма» многократно возникают в воспаленном сознании Раскольникова, обсуждаются и реализуются иными героями, автор косвенными средствами воплощает свое отношение к ним. Но осуществление идей требует проявления определенных человеческих качеств. Процессы, идущие в сознании и душе героя, его муки нравственного выбора интересуют автора не меньше, чем суть развиваемых им идей. Важная цель писателя состояла в том, чтобы проследить психологический процесс подготовки, осуществления преступления, моральных терзаний после его совершения. Таким образом возникает сложная жанровая форма произведения. «Преступление и наказание» — роман идеологический и нравственно-философский.
2. «Достоевский — художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев). Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание».
Одной из задач писателя и его художественным достижением стало изображение внутренней жизни героев, психологический анализ. Писатель показывает глубинные основания души героя. Сознание его направлено на подготовку «идейного» убийства, но изначально добрая душа невольно и бессознательно проявляет себя то помощью Мармеладовым, то заботой о случайной, попавшей в беду девушке. С этой стороны Раскольников не готов к преступлению и только усилием воли заставляет себя идти дальше по избранному пути.
Воссоздавая внутренний монолог, фиксируя детали поведения и состояния Раскольникова в момент убийства, писатель передает весь ужас происходящего, специально нигде не акцентируя на этом внимания. Рефлексия — анализ собственных чувств, настроений, реакций на явления жизни, реплики и поведение других героев проявляет все уголки больной души героя, мечущегося в поисках выхода.
Писатель сознательно строит сюжет таким образом, что у Раскольникова появляются все возможности избежать юридического наказания. Ни свидетелей, ни прямых улик нет. И главным для писателя-психолога становится изображение внутренней жизни героя после преступления. Сам Достоевский, обдумывая роман, писал по этому поводу: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучат его сердце. Божия правда, земной закон берут свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое».
Большую роль для раскрытия психологического состояния Раскольникова играют сцены со следователем Порфирием Петровичем, умным, профессионально, тонко понимающим состояние духа преступника, но безжалостным, играющим с Раскольниковым, как кошка с мышкой.
Болезненное состояние Раскольникова окрашивает многие страницы произведения в мрачные тона. Писателю важно передать всю глубину мук, на которые обрекает себя гордый ум, отказавшийся от подсказок и безотчетного влечения сердца. А только сердцем, душой приняв христианские нравственные ценности, искренне и глубоко покаявшись, возможно ступить на путь выздоровления, возвращения к людям. Ведь и на каторге Раскольников еще долгое время упорствует, считает свои теории вполне верными, хотя сам он и не оказался сверхчеловеком. И только страдания, проникновение в сокровенный смысл Евангелия, самоотверженная помощь Сони возвращают героя к подлинно человеческой жизни.