Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Специфика работы с различными типами тем, предлагаемых на выпускных и вступительных экзаменах

Тема связана с мастерством писателя XIX или XX века (автор и произведение названы или выбираются учеником)

Мастерство писателя, особенные достижения в области художественного содержания и формы — это то, без суждений о чем не может обойтись ни один автор сочинения, рассчитывающий на более или менее высокую оценку. Поэтому целесообразно начать рассмотрение конкретных типов тем с таких, где этот важнейший вопрос рассматривается специально.

В основании проблемы, которую нужно решать в сочинениях этого типа, — литературоведческие понятия: сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, лирическое отступление, психологический анализ, внутренний мир, речевая характеристика, внутренний монолог, диалог, художественная деталь, портрет, пейзаж, жанр, смысл названия (финала, эпиграфа, эпилога), комическое, трагическое, антитеза, гротеск, стиль, романтизм, реализм, фантастика, символ (символический образ), рассказчик, автор, повествователь, ремарка и многие другие.

Все эти понятия должны быть известны вам. Это предусмотрено обязательным минимумом содержания среднего (полного) и основного общего образования. И чем больше из этих терминов вы употребите в своем сочинении (конечно, к месту, а не ради демонстрации), тем лучше.

Первый вопрос, на который нужно попытаться дать ответ, обдумывая введение: как следует понимать значение литературоведческого понятия, вынесенного в заголовок?

Каковы же пути использования некоторых из важнейших литературоведческих терминов в практической разработке сочинения?

Сюжет — ход событий, развитие действия в произведении в той последовательности и той языковой форме, которую избрал автор. В отличие от фабулы, в сюжете ход событий может быть дан не в хронологической последовательности. Сюжет является одним из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей мысли автора и чувственного восприятия мира художником. В сочинении, где требуется трактовать сюжет, следует указать при анализе художественного материала основные элементы сюжетного построения.

Экспозиция изображает обстановку, положение героев до начала действия. Не всегда она помещается в начале, возможно самое разнообразное ее расположение, даже в самом конце повествования. Пример прямой экспозиции — начало первого акта пьесы Горького «На дне».

Завязка — событие, с которым связано возникновение конфликта. Например, в пьесе «На дне» это появление Луки, привнесшего в застойную атмосферу ночлежки много нового: герои начали определять свое отношение к нему, менять взгляд на себя, на жизнь.

Развитие действия, кульминация и развязка — ход событий, развитие действия и конфликта, противоречий, достигающих высшей точки напряжения и, наконец, завершающихся, хотя конфликт и может остаться неразрешенным. В момент решающего испытания для героев пьесы «На дне» — сцены убийства хозяина ночлежки — Лука исчезает, тем самым отстраняясь от решения наиболее серьезного и драматичного для героев вопроса. А в финальной сцене трагическая «реплика» — поступок Актера — как бы переносит нравственно-философский конфликт за пределы сцены. Не всегда эти элементы сюжета чередуются в прямой последовательности. С художественными целями писатели могут менять их местами, опускать отдельные из них. Об этом в сочинении нужно сказать.

Внесюжетные элементы произведения (посвящение, эпиграф, пролог, вставные эпизоды, лирические отступления, эпилог) непосредственно с ходом основного действия не связаны, но на формирование идей и пафоса произведения влияют существенно. Знакомство с общественными и эстетическими взглядами, ролью в жизни писателя того человека, которому посвящено произведение, может существенно помочь понять его смысл. Особая роль посвящению придана А. А. Ахматовой в «Реквиеме», где эта часть поэмы прямо утверждает единство героя и людей, которым посвящено произведение. Эпиграф в афористической форме воплощает тему, идею, пафос произведения. Вступительная и заключительная части произведения, пролог и эпилог, содержат предварительный рассказ о жизни героев и повествуют об их судьбах после окончания действия. Лирические отступления позволяют автору, отвлекаясь от основного действия, высказывать свои мысли, чувства, впечатления от различных событий жизни, рассказывать о себе, соотнося свою жизнь с судьбами героев, временем. А вставные эпизоды, самостоятельные рассказы, притчи помогают писателю придать глубину мысли, связать сюжетное действие с более широкими жизненными явлениями, дать косвенную оценку конфликтным положениям, позиции героев.

Конфликт — противоречие и противоборство между образами художественного произведения. Это могут быть противостоящие герои, группы персонажей, идеи, обстоятельства. Не обязательно они вступают в прямое столкновение, но указанная автором противоречивость уже создает конфликтное напряжение, которое движет действие, становится основой развития сюжета. Коллизии, т. е. прямое изображение борьбы противоположных начал, как бы придают форму, обнажают конфликт. Сложные, запутанные коллизии образуют интригу, которая позволяет персонажам проявиться в действии, поступке.

В пьесе «На дне» конфликт имеет нравственную, социально-философскую природу. Противостоят фундаментальные, важнейшие, философские по природе воззрения на устройство мира, роль человека в нем, разные принципы отношения к людям, лежащие в основе высказываний и поведения героев. Реализован он через коллизии, в которых участвуют действующие лица, их реплики. Автор обозначает свою позицию не прямо, как он мог это сделать в эпическом произведении, а косвенно — через ремарки и композиционными средствами.

Композиция — расположение и соотнесенность элементов художественной формы, т. е. построение произведения, обусловленное его содержанием, жанром, задачами автора. Расставив героев, эпизоды в нужной последовательности (сюжет), высказавшись в необходимом месте «от себя» (лирическое отступление), введя детали, портреты, пейзажные описания, показав мир и происходящее то с точки зрения одного из героев, то с собственной и т.п., автор тем самым стремится в нужном направлении разрешить конфликт или показать его неразрешимость, в общем, сформировать мысль, идею, чувство и передать их читателям.

Дневник Печорина рассказывает о событиях, которые происходили раньше тех, что описаны в двух первых главах романа «Герой нашего времени», но автор сознательно стремится композиционными средствами сформировать отношение читателя к герою. Вначале он показывает его со стороны, а затем, заинтересовав, позволяет заглянуть внутрь души персонажа.

Финал «На дне» — это разговор героев о старике и высказывания Сатина о человеке, песня о безысходной доле людей на дне жизни, известие о самоубийстве Актера. Все сюжетные элементы сведены и поставлены рядом сознательно. Автор стремится таким построением финальной сцены воплотить мысль о недостойном человека бытии, недостаточности простой бездейственной жалости, необходимости переделки жизни, которая оказывается хуже смерти. В сочинении учащийся должен показать, что он понимает авторскую логику, использует тот или иной термин осознанно.

Приведенные общие пути использования теоретических понятий можно проиллюстрировать на примере конкретного сочинения, написанного в ходе экзамена.