Детская литература. Выразительное чтение.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Глава 2. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ

2.2. РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Хорошая дикция – необходимое качество человека, работающего с другими людьми. Но достаточно ли этого для того, чтобы донести смысл своих высказываний до собеседника, достаточно ли этого, чтобы передать мысль автора произведения, которое нужно прочитать вслух перед аудиторией, заставить воображение слушающего человека воссоздать картины мира, созданные писателем, вызвать сопереживание персонажам?

Мысль, чувство, слово в чтении соединяются в единое целое. Можно правильно произнести все слова в тексте, но при этом не окрасить их эмоциями. Можно, напротив, сделать чтение чрезмерно эмоциональным. Все это отразится и на мысли – она неизбежно будет искажена.

Вслушайтесь в речь людей. Она мелодична: голос все время изменяется по высоте звука, чуть поднимаясь и опускаясь; по силе, – делаясь то тише, то громче; по окраске, – становясь то бархатным, то резким; по темпу, – то убыстряясь, то замедляясь. Как и в музыкальной фразе, в речи есть сильные и слабые доли, что делает ее ритмичной; паузы. Отчетливее понять это помогает прослушивание речи на незнакомом языке, когда мы не понимаем смысла, а только слышим звучание.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (т.е. оно создается определенными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе – и во времени). Рассмотрим параметры интонации.

 

2.2.1. Тон и диапазон

 

Когда звуковая волна, образующаяся в результате прохождения воздуха через гортань, доходит до нашего уха, мы начинаем слышать звук.

Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки и тем самым регулирует размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Природа наделила человека разным диапазономголоса, т.е. количеством доступных голосу тонов. Но диапазон можно увеличить, выполняя специальные упражнения, “распевая” голос.

Задание. Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета “Туман”, не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

 

Туман

 

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

– Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:

– Парад отменяется!

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

 

Один из параметров интонации – это ее диапазон. Чтение на одном тоне или в очень узком звуковом диапазоне называется монотонным (однотонным) и вызывает раздражение слушающего. Монотонный голос лишен выразительности и может донести только содержание текста. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла, коммуникативной ситуации делает речь естественной, мелодичной, приятной на слух.

Повышение тона связано в нашем сознании с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление, и приказание.

Понижение тона – показатель твердости, решительности, спокойствия, с которым выражается суждение, приказ, просьба.

Иногда (помимо мускульного напряжения и усиления выдоха) повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, к которым хотим привлечь внимание слушающего.

 

Задания

 

1. Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. Запишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.

2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художественного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как изменяется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?

 

2.2.2. Плавность

 

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно – и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове – и говорим резко, отрывисто.

Еще один параметр интонации – плавность (отрывистость).

 

Задания для работы в парах

 

1. Прочитайте друг другу фрагменты из литературных произведений разными способами и сравните свое восприятие текста на слух. Сначала читайте, сливая конец слова с началом следующего, а потом – отрывая слова друг от друга.

 

 

Синий кинжал

 

<...> Но Левка в это время побежал ко мне. Я подумал, что он опять стукнет меня пеналом или чем-нибудь еще, и стал еще быстрее расстегивать портфель, но Левка вдруг остановился около меня и как-то затоптался на месте, а потом вдруг наклонился ко мне близко-близко и сказал:

– На!

<...>

(В.Драгунский)

 

2. Как вы думаете, что влияет на выбор чтецом степени плавности интонации?

 

2.2.3. Пауза

 

Для того чтобы слова и предложения не сливались в один поток, чтобы слушатель мог понять смысл текста, необходимо делать паузы – остановки. Пауза тоже является важным параметром интонации, так как именно она отделяет смысловые фрагменты речи друг от друга, создает очень выразительный рисунок речи, подчеркивает ее смысл и позволяет выразить многие эмоции.

 

Задание. Попробуйте прочитать предложение из рассказа В.Ю. Драгунского “Человек с голубым лицом” на одном дыхании. Кто из вас смог прочитать больший фрагмент? Почему? Как такое чтение сказывается на состоянии чтеца и на восприятии текста слушателем?

 

Человек с голубым лицом

 

<...>

И я сразу стал за папиной спиной, чтобы смотреть вперед, на дорогу, на спидометр, на лес, на встречные машины и чтобы воображать, что это я веду машину, я, а не папа, и что она вовсе не автомобиль, а космический корабль, а я самый первый человек, который полетел в небо, к прохладным звездам.

<...>

Различают следующие типы пауз.

 

1. Воздушные паузы, или люфтпаузы, – очень короткие, вызванные только необходимостью добрать воздух, чтобы продолжить речь. Люфтпауза так коротка, что не обрывает звуковую линию и не различается на слух.

2. Логические, или смысловые, паузы. Они разграничивают смысловые части предложения, абзацы и т.п. На эти паузы указывают знаки препинания. Во время этих пауз мы тоже добираем воздух в легкие, т.е. физиологические паузы часто совпадают с логическими.

Как вы уже знаете, наша речь состоит из синтагм. Все слова в синтагме произносятся слитно, почти как одно слово, а между синтагмами и появляется логическая пауза.

Границу между синтагмами часто показывает знак препинания, но иногда часть фразы между знаками препинания состоит из нескольких синтагм. Знаки препинания требуют обязательных для себя интонаций. Наверняка вам известен пример, демонстрирующий огромную роль запятой в предложении, а теперь еще и роль логической паузы: Казнить нельзя помиловать. Где будет сделана пауза (а значит, и поставлена запятая)? Подробнее об обязательных голосовых интонациях при знаках препинания см. “Функции интонации”. Без логических пауз речь становится невнятной, непонятной.

Запись лесенкой – пример выделения речевых тактов-синтагм самим автором.

Логические (смысловые) паузы бывают действительными и мнимыми.

Действительные выражаются перерывом в звучании. При мнимых паузах перерыв в звучании отсутствует – границы синтагм показываются только изменением тона голоса или темпа, поэтому ее еще называют интонационной. Мнимая (интонационная) пауза возникает и на стыке логических ударений (См.: Сценическая речь. – С. 102).

К.С. Станиславский советовал своим ученикам (Указ соч. – С. 141):

 

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. <...> Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Вот почему привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите...

 

Задание. Разбейте текст на синтагмы, расставляя логические паузы.

 

Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино

 

На Простоквашино надвигалась осень. Не очень быстро, а так – миллиметр за миллиметром. Каждый день становилось холоднее на четверть градуса. Днем еще было лето, солнце все заливало золотом. Но зато ночью никаких сомнений не оставалось, что зима вот-вот на природу обрушится. Ночью даже снег выпадал.

Все были заняты делом. Кот Матроскин за последними грибами ходил и капусту засаливал. Дядя Федор задачник для третьего класса осваивал. А пес Шарик теленка воспитывал. Он полугодовалого Гаврюшу на сторожевого быка дрессировал, полусторожевого-полуохотничьего. Увидит он зайца в поле и кричит Гаврюше:

– Ку-си!

Бычок после этого до самой речки за зайцем гонится. Заяц через речку в два прыжка “блинчиком” перелетит – и в поля. А Гаврюша так не может. Он в речку трактором врежется и такой веер брызг поднимет, что радуга полчаса над рекой висит.

 

3. Психологические паузы, передающие эмоциональное состояние говорящего – волнение, страх, восторг и пр. Они являются исключениями, заставляющими делать остановки среди синтагмы-такта. Психологическая пауза, по словам К.С. Станиславского, “дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст”. Психологическая пауза – важнейшее средство коммуникации. Она, в отличие от логической, сама наполнена содержанием, говорит без слов, договаривает то, что невозможно выразить словами. Ее длительность может быть любой – это зависит только от намерений чтеца. Психологическая пауза может совпасть с логической. Однако важно, чтобы психологическая пауза не уничтожила логической.

В рассказе В.Ю. Драгунского “Тайное становится явным” милиционер приводит в дом Дениски пострадавшего дяденьку, который говорит:

 

– Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!

 

Многоточия обозначают психологические паузы, которые возникают из-за волнения и возмущения персонажа случившимся. Предложение прерывается паузами не по законам смысла, а произвольно. Мы сразу же представляем себе человека с неровным дыханием, отражающим его возбужденное психологическое состояние.

 

Задание. В приведенных к предыдущему заданию фрагментах текстов расставьте логические и психологические паузы и прочитайте фрагменты друг другу. Какой из них вы читали более отрывисто, почему? Как изменилось ваше восприятие текстов?

 

2.2.4. Длительность звучания

 

Чем больше мы наберем воздуха и сильнее его выдохнем, тем дольше будет звучать наш голос. Длительность звучания – еще один параметр интонации.

 

Задания

 

1. Произнесите несколько раз звук [а], набирая в легкие разное количество воздуха, но выдыхая его с одной и той же скоростью. Измените скорость выдоха. Установите, от чего зависит длительность звучания.

2. Прочитайте вслух фрагменты из сказок Г. Остера. Долгим или коротким будет в каждом из них звук, выделенный в тексте жирным шрифтом? От чего это зависит?

 

Зарядка для хвоста

 

<...>

– И я каждое утро буду делать зарядку одна? Мне же станет скучно! – возмутилась мартышка.

– Ну, можешь делать зарядку с кем-нибудь вместе, – разрешил попугай. – Ты давай тут потренируйся, – сказал он, – а я потом приду посмотрю, как у тебя получается.

И попугай ушел. Мартышка немножко попрыгала в одиночестве, а потом заметила, что на нее с удивлением смотрит вышедший из зарослей слоненок.

– Аааа... Слоненок! – обрадовалась мартышка. – Хочешь делать что-нибудь вместе со мной?

<...>

 

Подземный переход

 

<...>

А тем временем мартышка и слоненок тянули хвост удава. Тянули, тянули... И вытянули всего удава целиком.

– А! – сказала мартышка удаву, – ты тоже здесь. А мы думали, это только твой хвост!

 

2.2.5. Сила звучания

 

Чем сильнее мы выдохнем воздух, тем громче будет произнесенный звук. Следующий параметр интонации – сила звучания (тише – громче).

 

Задания для работы в парах

 

1. Прочитайте друг другу фрагменты из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” вслух несколько раз, меняя силу голоса. Выберите оптимальный вариант для каждого фрагмента и объясните свое решение.

 

Золотой ключик, или Приключения Буратино

 

<...>

В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке одна держала фарфоровый кофейник, в другой – корзиночку с печеньем.

Глаза у нее все еще были заплаканные – она была уверена, что крысы утащили Буратино из чулана и съели.

Только она уселась за кукольный стол на песчаной дорожке – лазоревые цветы заколебались, бабочки поднялись над ними, как белые и желтые листья, и появились Буратино и Пьеро.

<...>

Мальвина испуганно вскрикнула, хотя ничего не поняла. Пьеро, рассеянный, как все поэты, произнес несколько бестолковых восклицаний, которые мы здесь не приводим. Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.

<...>

 

2. Можно ли прочитать приведенный ниже фрагмент из сказки А.Н. Толстого, не меняя силу голоса? Почему? Предложите свой вариант прочтения и объясните свой выбор.

 

<...>

Издалека доносились отчаянные вопли и визг – это Артемон и Буратино, очевидно, дорого продавали свою жизнь.

– Боюсь, боюсь! – повторяла Мальвина и листочком лопуха в отчаянии закрывала мокрое лицо.

Пьеро пытался утешать ее стихами. <...> Мальвина затопала на него ногами.

– Вы мне надоели, надоели, мальчик!.. Сорвите свежий лопух – видите же – этот весь промок и в дырках.

Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:

– Артемон и Буратино погибли... <...>

 

2.2.6. Ударение

 

К речевым средствам выразительности относится также ударение. Ударение – это выделение в речи той или иной ее единицы (слога, слова и т.д.) в последовательности однородных единиц (слогов, слов и т.д.) с помощью фонетических средств. Различают словесное (выделение слога в слове), синтагматическое (выделение главного по смыслу слова в синтагме – речевом такте) и фразовое ударение. (Подробнее о постановке фразовых и синтагматических ударений см. 1.2. “Законы речи”.)

Под фразой понимают единицу речи, выражающую законченную мысль. Фраза обычно соответствует предложению, но фразой может стать и последовательность слов, предложением не являющаяся. Например, в устной речи часто предложение интонационно, с помощью пауз, дробится на отдельные слова или словосочетания (такое явление называется парцелляцией), которые являются фразами.

Если предложение состоит из одной синтагмы, то синтагматическое (интонационный центр синтагмы) и фразовое ударения совпадут. Если предложение многосинтагменное, то фразовое ударение совпадает с синтагматическим в наиболее важной по смыслу синтагме, часто это последнее слово в предложении (см. 1.2. “Законы речи”).

К.С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово во фразе или такте (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 163).

Кроме того, есть особый вид ударения – логическое. Назначение логического ударения – подчеркнуть смысл важного в конкретной речевой ситуации слова в предложении. В данном случае проявляется действие второго уровня речи – смыслового (см. 1.2. “Законы речи”). Чаще всего логические ударения совпадают с фразовыми. Если по каким-либо причинам нужно подчеркнуть другое слово в предложении, то логическое ударение окажется сильнее фразового, что приведет к смещению фразового ударения.

Как же мы можем выделить слоги и слова?

1. Увеличить мускульное напряжение и усилить выдох (динамическое ударение).

2. Изменить высоту голоса – тона (музыкальное ударение).

3. Изменить длительность звучания (количественное ударение). Обычно в речи сочетаются все три признака ударения, однако

для большинства языков ведущим является, как правило, один тип ударения, например русский язык считается языком с динамическим ударением.

В выразительном чтении ударные слова во фразе акцентируются с разной силой в зависимости от того, что в ней является самым главным. Но важно и качество ударения. Для придания ударению определенного качества мы прибегаем не только к динамическому ударению, но и дополняем его либо музыкальным (меняя тон голоса), либо количественным (протягивая гласный звук). Вот что говорит о качестве ударения К.С. Станиславский:

 

...важно, падает ли оно сверху вниз или, наоборот, направляется снизу вверх; ложится ли оно тяжело, грузно или слетает сверху легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится (Там же. – С. 178).

 

Задания

 

1. Правильно ли текст разделен на синтагмы? Расставьте в тексте словесные, синтагматические и фразовые ударения. Объясните свое решение.

 

Ель

 

В лесу стояла / чудесная елочка. / Место у нее было / хорошее, / воздуха и света вдоволь; / кругом / росли подруги постарше / – и ели, / и сосны. / Елочке / ужасно хотелось / поскорее вырасти; / она не думала / ни о теплом солнышке, / ни о свежем воздухе, / не было ей дела / и до болтливых крестьянских ребятишек, / что собирали в лесу / землянику и малину; / набрав полные кружки / или нанизав ягоды, / словно бусы, / на тонкие прутики, / они присаживались под елочку / отдохнуть / и всегда говорили: /

– Вот / славная елочка! / Хорошенькая, / маленькая! / Таких речей / деревцо / и слышать не хотело. /

<...>

(X.К. Андерсен)

 

2. В тексте курсивом выделены слова, на которые падает логическое ударение. Согласны ли вы с расстановкой логических ударений в текстовом фрагменте? Внесите в случае необходимости исправления. Свое решение объясните.

 

Свинопас

 

<...>

– Послушай\ – сказала принцесса фрейлине. – Пойди спроси, не возьмет ли он десять поцелуев моих фрейлин?

– Нет, спасибо\ – ответил свинопас. – Десять поцелуев принцессы, или горшочек останется у меня.

– Как это скучно! – сказала принцесса. – Ну, придется вам стать вокруг, чтобы никто нас не увидал]

<...>

(X.К. Андерсен)

 

3. Расставьте в сказке Д. Биссета словесные, синтагматические и фразовые ударения. Выделите слова, на которые падает логическое ударение. Всегда ли логическое ударение совпадает с фразовым?

 

Спасибо, Извини, Пожалуйста

 

Встретились однажды Пожалуйста и Спасибо, разговорились, и каждый стал жаловаться на свою судьбу: “Никто нас не ценит, не уважает”.

Тут к ним присоединился еще Извини.

– Где справедливость?! – воскликнул он. – Всем прочим словам живется так свободно, легко, а мы должны работать и работать. Нас то и дело вспоминают, когда надо и когда не надо. Только и слышишь, что “Спасибо!”, “Пожалуйста!”, “Извините!”. Некогда даже отдохнуть и поспать.

– Да, да, никакой справедливости, – согласился с ним Спасибо. – На нашей улице, например, живет одна женщина. У нее маленькая дочка, и она то и дело повторяет девочке: “Скажи спасибо, скажи спасибо”, Просто надоело. Я уверен, что, пока эта девочка вырастет, она совершенно забудет, что значит “Спасибо!”. И будет повторять его без всякого смысла. А мне обидно.

Задание для работы в парах. Прочитайте партнеру сказку Д. Биссета “Спасибо, Извини, Пожалуйста” по своей разметке. Слушающий должен отметить выделенные вами слова в своем экземпляре текста. Проверьте, удалось ли вам прочитать текст в соответствии с разметкой. Поменяйтесь ролями с товарищем. Обсудите, что бы вы хотели изменить в разметке и почему.

 

2.2.7. Темп и ритм речи

 

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; разными по длительности могут быть и паузы. К концу высказывания темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном темпе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Ритм – это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторением сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой – безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмична стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.

Темп – скорость произнесения звуков, слогов, слов – и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует термин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явление темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произнесения слов, а быстрый – более отрывистого.

К.С. Станиславский, разбирая со своими учениками, что такое темпоритм в речи, говорил:

 

Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой.

Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увеличивается. <...> Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, а с другой – быстрота, легкое, четкое и чеканное произношение слов. В самом деле, редко приходится слышать на русской сцене медленную, звучную, слиянную или по-настоящему скорую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро.

Но для торжественной, медленной речи прежде всего надо, чтобы не молчание, а звуковая кантилена слов безостановочно тянулась и пела (Станиславский К.С. Указ. соч. – С. 242–245).

 

Вариации темпоритма создают самые разные настроения, а потому могут выражать эмоциональное состояние говорящего: в возбуждении, волнении человек говорит гораздо быстрее, чем обычно; сильные доли повторяются часто; спокойное состояние, серьезное настроение отмечаются внятной, спокойной речью и большими промежутками между сильными долями. Замедленный темп может передавать огромное внутреннее напряжение говорящего и вызывать это напряжение у слушающего. Явно ускоренный темп помогает передать динамику происходящих событий, быструю смену эмоциональных состояний повествователя или персонажа. Выбор темпа определяется и коммуникативной ситуацией: кому, зачем и что мы сообщаем.

Для тренировки плавности речи К.С. Станиславский советовал очень медленно читать под метроном, соблюдая слиянность слов в речевых тактах (синтагмах).

 

Задания

 

1. Прочитайте несколько раз фрагмент из сказки Г. Остера под метроном, каждый раз меняя темп, отчетливо произнося каждое слово. Засеките по секундомеру время. Как быстро удалось вам прочитать текст? Как медленно вы смогли читать?

 

Привет мартышке

 

<...> Мартышка и слоненок стали искать привет. Они заглядывали под листья и шарили в кустах.

– Какой он был, мой привет? – крикнула мартышка слоненку, раздвигая траву и разглядывая землю, на которой, к сожалению, ничего не было. То есть там были разные муравьи и камешки, но не было привета.

– Сейчас, сейчас вспомню, – наморщил лоб слоненок, – вот... удав сказал: передай от меня мартышке большой привет!

<...>

 

2. Выберите оптимальный темпоритм речи для приведенного в предыдущем задании фрагмента из сказки Г. Остера и фрагмента из сказки А.Н. Толстого “Золотой ключик...”. Будет ли меняться темп речи по ходу чтения? Почему? Свое решение объясните.

 

Страшный бой на опушке леса

 

Синьор Карабас-Барабас держал на привязи двух полицейских собак. Увидев на ровном месте беглецов, он разинул зубастый рот.

– Ага! – закричал он и спустил собак.

Свирепые псы сначала стали кидать задними лапами землю. Они даже не рычали, они даже глядели в другую сторону, а не на беглецов: так гордились своей силой.

Потом псы медленно пошли к тому месту, где в ужасе остановились Буратино, Артемон, Пьеро и Мальвина.

Казалось, все погибло. Карабас-Барабас косолапо шел вслед за полицейскими псами. Борода его поминутно вылезала из кармана куртки и путалась под ногами.

Артемон поджал хвост и злобно рычал, Мальвина трясла руками:

– Боюсь, боюсь!

Пьеро опустил рукава и глядел на Мальвину, уверенный, что все кончено.

Первым опомнился Буратино.

– Пьеро, – закричал он, – бери за руку девчонку, бегите к озеру, где лебеди!.. Артемон, скидывай тюки, снимай часы: будешь драться!

<...>

 

2.2.8. Тембр

 

У звука есть еще одна характеристика – тембр, или окраска. Вы отличите друг от друга звуки одного тона, рожденные разными музыкальными инструментами именно благодаря их разному тембру. Тембр, окраска, создается обертонами – наложениями на основную волну волн, возникающих в результате резонанса материала, из которого сделан музыкальный инструмент. У деревянных струнных и духовых резонирует дерево, у медных – металл и т.д. Поэтому тембр музыкальных инструментов зависит от материала, из которого они сделаны (дерева, металла и т.п.), от способа извлечения звука (щипок, удар, касание смычком, выдыхание воздуха и т.п.). Основной тембр человеческого голоса определяется природой – тем, как индивидуально устроены его голосовые связки (их длина, толщина), каковы у человека объем легких, особенности расположения органов речи и их состояние. Резонатором человеческого голоса является прежде всего нёбо. Окраску звука можно менять, посылая воздух то в верхнюю часть нёба (мысленно в темя), то в заднюю (в затылок), то в переднюю (в зубы).

 

Задание. Произнесите гласные звуки, посылая воздух в разные части нёба, и понаблюдайте, как меняется качество каждого звука.

 

Мы чаще всего легко различаем людей именно по окраске их голоса. Артисты-имитаторы обладают уникальной способностью видоизменять окраску своего голоса, заставляя его звучать очень похоже, а иногда и неотличимо похоже на голоса других людей. Тембр тоже является важным параметром речевой интонации.

 

Задания

 

1. Озвучьте роли Слоненка, Крокодила и автора-повествователя в предложенном эпизоде из сказки Редьярда Киплинга “Слоненок”. Как вы думаете, какими по тембру и высоте будут голоса у этих персонажей? Почему?

 

Слоненок

 

<...>

– Извините, пожалуйста! – обратился к нему Слоненок чрезвычайно учтиво. – Не случилось ли вам встретить где-нибудь поблизости в этих местах Крокодила?

Крокодил подмигнул другим глазом и высунул наполовину свой хвост из воды. Слоненок (опять-таки очень учтиво!) отступил назад, потому что ему не хотелось получить нового тумака.

– Подойди-ка сюда, моя крошка! – сказал Крокодил. – Тебе, собственно, зачем это надобно?

<...>

 

Итак, мы познакомились с одним из важнейших средств речевой выразительности – интонацией – особой мелодикой речи, которая объединяет следующие элементы:

– тон голоса, его повышение и понижение;

– длительность звучания;

– плавность речи;

– силу голоса;

– паузы;

– ударение (фонетическое и логическое);

– темп и ритм (темпоритм) речи;

– тембр голоса.