Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Вечернее размышление...

Ода на день восшествия...

Вопросы и задания к стр. 58

1-2. Темы и идеи од Ломоносова

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как восторженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настолько бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загадками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звездам числа нет, бездне — дна» в том, что при проявлении небольшой наблюдательности можно обратить внимание на неисчерпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и непонятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размышления о необыкновенной сложности божеского творения.

Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.

Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и самобытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.

Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царствования дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тенденции правления Елизаветы, и можно было подводить промежуточные итоги.

Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установление «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «россам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).

Вторая заслуга — возвращение к политике Петра (были восстановлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвидирован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «...Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «...Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

Третья заслуга — покровительство наукам: «...Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, друживший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.

Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна делать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что

.. .требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук.

Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творчестве Державина.

3.   Смысл строчек «...может собственных Платонов // И быстрых разумом Невтонов // Российская земля рождать» в том, чтобы обратить внимание на богатейшие интеллектуальные ресурсы России. Россия способна быть первой в науке, надо только обращать внимание на многочисленные таланты, а не приглашать беспрерывно специалистов из-за границы. Неверие в способности собственного народа обходится стране дорого, надо во всём рассчитывать прежде всего на себя.

4.    Картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении...», величественны и полнозвучны.

Вопросы и восклицания превращают стихотворения во взволнованные диалоги, полные воодушевления от открывающихся возможностей. Многие из них фактически относятся к возможным читателям, призывая их к эмоциональному сопереживанию, к совместному размышлению над обозначенными проблемами.

В «Оде на день восшествия...» Ломоносов рисует скорее не реальное, а желаемое. Он описывает действия, которых следует ожидать от просвещённой императрицы, не только кровной, но и духовной дочери Петра Великого.

Вот, например, строки восклицания:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Их надо понимать как призыв обратить внимание на соотношение между красотой, полезностью и мирным, естественным ходом жизни. Многие стремятся достичь такого состояния, но именно России сейчас выпала удача надеяться на подобное отношение к жизни. М. В. Ломоносов этими строками словно показывает вступающей на престол Елизавете её историческое предназначение, выражает надежды нарождающейся просвещённой прослойки.

5.   Прославление Елизаветы

Поэт прославляет Елизавету фактически за то, что она — дочь великого отца («Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь»), за то, что она русская и при этом очень красивая («Но краше в свете не находит / Елисаветы и тебя»). Когда Елизавета воцарилась на русском престоле, то принесла с собою мир, ту

долгожданную тишину, что именуется поэтом «отрадой», «возлюбленной» и «блаженством».

Когда на трон она вступила,

Всевышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

М. В. Ломоносов надеется на то, что при дочери Петра будут продолжены его преобразования, такое внимание будет уделяться развитию наук и искусств. Он обращается к императрице:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветёт.

М. В. Ломоносов мечтает о дальнейшем процветании России, связанном с огромными природными богатствами, для освоения которых необходимо развивать отечественную науку. К науке же русские имеют и склонность, и таланты, невзирая на отрицания этого некоторыми иностранцами.

Развивайте дар слова (к стр. 58)

1.    Словарная работа

Всевышний — Бог-творец, Создатель мира;

дерзнёт — попытает счастья, несмотря на неблагоприятные условия, решится что-то сделать вопреки складывающейся ситуации;

щедроты — качество щедрости, отсутствие жадности, готовность бескорыстно помогать и делать это умело;

ободренны — воодушевлены каким-либо явлением, событием;

утеха — радость от новой возможности, какой-либо факт, уменьшающий вечную скорбь и тревогу падшего мира;

Отечество — родная страна, её народ, её территория и культура;

благословенны — изначально: напутствуемы священником на трудное дело, получившие разрешение и одобрение от вышестоящего руководства, поддержка в каком-либо начинании;

посрамляет — показывает ограниченность и несовершенство, демонстрирует более удачный вариант, затмевает соперника собственными достоинствами;

Парнас — гора, на склонах которой жили музы, покровительствующие культуре. Здесь — высоты культурной жизни, своеобразная утопия, мир, в котором царит чистое искусство;

бездна — безграничное пространство, отсутствие видимых границ, «без дна».

В современной разговорной речи могут быть использованы такие слова, как дерзнёт, Отечество, благословенны, посрамляет, бездна.

2.    Риторические вопросы

Риторические вопросы — это утверждения в форме вопроса, они не требуют ответа, то есть подразумевается, что ответ и так ясен. В этом смысле вопросы «Вечернего размышления...» трудно назвать риторическими: Ломоносов говорит о тех вопросах, ответы на которые ищет его пытливый ум; это не риторика ради риторики, а подлинное научное вопрошание, можно даже сказать, выдвижение гипотез:

Но где ж, натура, твой закон?

С полнощных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Несколько вопросительных предложений в «Оде на день восшествия...» вполне можно назвать риторическими: «Какая светлость окружает / В толикой горести Парнас?», «Твоей великодушной воле / Что можем за сие воздать?»